История храма Рождества Пресвятой Богородицы в Казаново (Шитьково).

Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы на этом месте существовала издревле. Село Казаново, где она стояла, в XVI веке принадлежало Степану Васильевичу Годунову (умер в 1603 г.), троюродному брату царя Бориса.

Годунов Степан Васильевич — окольничий и воевода, затем боярин, старший из 4 сыновей В. П. Годунова. В 1573 — воевода в ливонском городе Феллин; в том же году получил чин окольничего. В 1576 находился в походе с Иваном Грозным. Под 1580 упоминается в чине 7-й свадьбы царя. В 1584 встречал и участвовал в торжественном приёме английского посла Д. Фута. Тогда же с ним безуспешно местничался Ф. Ласкирев. В 1585 участвовал в приёме литовского посла. В том же году возведён в боярское достоинство. В июне 1587 ездил послом «в Литву к паном и к земле», а до того был воеводой полка правой руки и наместником в Костроме. В августе 1589 водил в Новгород Великий полк правой руки. В том же году встречал крымского царевича МуратГирея, а в августе того же года командовал полком правой руки. В июне 1591 в полку правой руки «з боярином и воеводою со князем Микитою Романовичем Трубецким в товарищех боярин и воевода Степан Васильевич Годунов». В декабре 1592 послан командовать полком левой руки в походе «из Новагорода… в свиские немцы под Выбор [Выборг]». В июне 1597 ходил 2-м воеводой полка правой руки «на берег». В том же году находился во дворце в день приёма императорского посла Авраама, бургграфа Дунайского. В 1598 — 1-й воевода большого полка у царевича Арслана-Али Кайбулича в царском походе к Серпухову против крымского хана Казы-Гирея Боры. В том же году получил звание дворецкого и стал заведовать Дворцовым приказом. В августе 1599 участвовал в праздничном обеде в честь прибывшего в Москву шведского королевича Густава: «…за кушеньем сидел дворецкой Степан Васильевич Годунов». В 1605 отправлен Лжедмитрием на воеводство в Сибирь. Служил ещё при Василии Шуйском. По свидетельству разрядных книг, убит в тюрьме по приказу Лжедмитрия II.

В 1596 г. село перешло к вдове Ивана Петровича Невежина Пелагее с дочерью Аксиньей. Тогда в селе уже была деревянная церковь Рождества Божией Матери с приделом праведного Евдокима. В смутное время в начале XVII века во время польско-литовского нашествия церковь и село были уничтожены.

В 1626 г. сельцо с церковным местом было во владении стольника Алексея Ивановича Полева, которому досталось от матери Аксиньи. С 1646 по 1658 гг. владел им боярин Михаил Михайлович Салтыков (умер в 1671 г.). Благодаря родству с матерью царя Михаила Феодоровича пользовался при дворе большим влиянием. В 1616 г. расстроил свадьбу царя Михаила с Марией Ивановной Хлоповой. Невесту оклеветали как неизлечимо больную и сослали в Тобольск. При возвращении из польского плена в 1619 г. отца царя патриарха Филарета, выяснилось, что братья Михаил и Борис Салтыковы оклеветали невесту из-за ссоры с ее родственниками. Михаил Михайлович был выслан в деревню. Возвращен в Москву только после смерти патриарха Филарета. В 1641 г. получил боярство. В 1650-х был воеводой в Казани. В 1656 г. на средства Михаила Михайловича Салтыкова была вновь построена деревянная церковь «клецки». В 1658 г. Салтыков променял село патриарху Никону, оно было вотчиной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря до 1740 г. В 1688 году на средства монастыря по благословению святейшего Патриарха Иоакима была построена новая деревянная церковь в Богородицерождественском Казановском погосте Рузского уезда.

Ныне существующая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Пророка Божия Илии и колокольней построена на средства прихожан в 1816-1824 гг. на месте обветшавшей деревянной. Некоторые подробности можно узнать из ведомости о церкви 1840 г.

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15-vyp-1-a-ruzskaya-desyatina-1881#page/134/mode/inspect/zoom/4

«ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ» Рождества Пресвятыя Богородицы Рузского уезда села Казанова за 1840й год.

  1. Построена в 1824м году и освящена того ж года Октября 19го дня, тщанием прихожан.
  2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, прочна, оштукатурена.
  3. Престолов в ней два холодные; в настоящей во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, а в приделе во имя Святаго Пророка Божия Илии.
  4. Утварию достаточна.
  5. Причта положено издавна по штату: Священник один, при нем Диакон, Дьячек и Пономарь.
  6. Земли при сей церкви усадебной три десятины, пашенной и сенокосной тридцатьдесятин, на которую землю особенного плана и межевой книги не имеется, а значитв общем экономическом крестьянском прихожан плане, спора же о сей земле ника-кого не производится, оною землею владеют сами Священноцерковнослужители.
  7. Домы у Священноцерковнослужителей собственные деревянные на церковной земле.
  8. На содержание Священноцерковнослужителей жалованья и окладов не получается, касательно протопления дров, также изгородью во всех полях сами огораживаявесьма бедствуют; и потому содержание их посредственное.
  9. Зданий принадлежащих сей церкви, как то: Богаделен, домов и лавок не имеется.
  10. Разстоянием сия церковь от Консистории в 90та верстах, от Духовного Правления в 30ти, от местного Благочинного в 25ти верстах.
  11. Ближайшие к сей церкви суть: Богословская, что в селе Каменках в 5(?) верстах, Преображенская, что в селе Слядневе в 6ти верстах.
  12. Приписной к сей церкви нет.
  13. Также и домовой не имеется.
  14. Опись церковная сделана касательно имущества церковного в 1813м году Ноября 25го и скреплена Присутствующим Рузским Протоиереем Иоанном Иоанновым иУтверждена печатию Рузского Духовного Правления.
  15. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию Духовного Правления даны в 1827м году Декабря 3го дня, ведутся исправно ихранятся в целости.
  16. Копии с Метрических книг с 1813го Года хранятся в целости же.
  17. Исповедные росписи с 1813го Года хранятся в целости же.
  18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатию Рузского Духовного Правления в 1822м Году Сентября 13-го дня и скрепленной присутствующим Протоиереем Иоанном Иоанновым, писанных листов 193, неписанных листов остается 84.

О ПРИЧТЕ ОЗНАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ.
Священник Иоанн Петров Смирнов, пономарский сын. По окончании Богословского курса в Спасо-Вифанской Семинарии был уволен с аттестатом второго разряда. В 1837м Году Июля 20го дня посвящен к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы ВЫСОКО- ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ ФИЛАРЕТОМ МИТРОПОЛИТОМ МОСКОВСКИМ И КОЛОМЕНСКИМ И СВЯТО-ТРОИЦКОЙ ЛАВРЫ АРХИМАНДРИТОМ и КАВАЛЕРОМ во священника, за подписанием коего и грамоту имеет.
В семействе у него Жена Ольга Иванова Дети их Павел, Анастасия…
Диакон Феодор Петров Касицын, пономарский сын. По изсключении из среднего отделения Московской Семинарии, 1815го Года Декабря 25го дня посвящен к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АВГУСТИНОМ АРХИЕПИСКОПОМ МОСКОВСКИМ и КАВАЛЕРОМ во диакона… С 1832 Года Декабря за сумазбродное ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ доношение состоит под надзором благочинного. В 1833 Году 8 майя обязан подпискою, чтоб ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ не подавать на священнические места прошения. В 1835 Году состоял под следствием за подавание доношения ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ ПАВЛОВИЧУ о явлении Божия Матери, и был запрещен за нездравомыслие, а по окончании следствия в 1836 Году во второй половине майя был отослан в Саввиносторожевский монастырь для лучшего усмотрения нездравомыслия, и опять отдан под надзор благочинного…
Дьячек Василий Николаев Левитский, дьячковский сын… Пономарь Терентий Петров Казанцев, пономарский сын… Просвирня Наталия Иванова, вдова Рузской округи села Сляднева диакона.
Заштатные и сиротствующие:
Рузской округи церкви Рождества Пресвятыя Богородицы села Казанова умершего Священника Иоанна Михайлова жена вдова Параскева Петрова, дети ее: Михаил Розанов – в низшем отделении Спасо-Вифанской Семинарии обучается на казенном кочте, Мария, Екатерина…
О ПРИХОЖАНАХ ОЗНАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ.
В селе Казанове Священнослужительских дворов 5, душ мужского пола 11, душ женского пола 16. В деревняъ Экономического ведомства крестьян:
В Шиткове 41 двор, душ мужского пола 231, душ женского пола 244 В Властьеве 14 дворов, душ мужского пола 80, душ женского пола 80 В Соснине 25 дворов, душ мужского пола 120, душ женского пола 150 В Таболове 31 двор, душ мужского пола 91, душ женского пола 112 В Сапегине 18 дворов, душ мужского пола 175, душ женского пола 178 В Иевлеве 30 дворов, душ мужского пола 174, душ женского пола 193 В Красикове 24 двора, душ мужского пола 134, душ женского пола 158 В Юрьеве 15 дворов, душ мужского пола 85, душ женского пола 89
В деревне Куликове вотчины Госпожи Анастасии Петровны Шереметевой, которая в оной жительства не имеет 10 дворов, душ мужского пола 46, душ женского пола 46
В сельце Васильевском вотчины Его Высокоблагородия Иоанна Васильевича Головина, который в оном не живет 20 дворов, душ мужского пола 35, душ женского пола 49
Итого 223 двора, душ мужского пола 1182, душ женского пола 1315
В деревне Властьеве Экономического ведомства раскольнических по безпоповщине 1 двор, 1 душа мужского пола, душ женского пола 4 Того ж ведомства в деревне Таболове 1 душа мужского пола Вотчины Госпожи Анастасии Петровны Шереметевой деревни Куликова 1 душа мужского пола, 1 душа женского пола В деревне Сапегине Экономического ведомства 1 душа женского пола
Итого 1 двор, душ мужского пола 3, душ женского пола 6.
/подписи членов причта и благочинного священника Матвея Матвеева/

А вот данные 1863 года: Шитьково — 68 дворов (около 800 человек), Соснино — 27 дворов, Таболова — 36, д.Куликова — 6, Сапегина 23, Ивлевой — 36, Красикова — 28, Юрьева — 18, Васильевское — 14, Казаново — 5.

 Деревня Шитьково и соседнее село Казаново на карте Московской губернии Ф. Ф. Шуберта, 1860 г.Деревня Шитьково и соседнее село Казаново на карте Московской губернии Ф. Ф. Шуберта, 1860 г.

Протоиерей Дмитрий Касицын

В Ведомости упоминается диакон Феодор Касицын. В 1839 г. у него родился сын, Дмитрий Феодорович Касицын, будущий протоиерей, заслуженный профессор Московской Духовной академии, редактор-издатель журнала «Душеполезное чтение». Дмитрий Касицын первоначальное образование получил в духовном училище при Савино-Сторожевском монастыре, среднее – в Вифанской Духованой семинарии, где учился с 1854 по 1860 г., и высшее – в Московской Духовной академии. Оконочив в Академии курс наук по 1-му разряду, в 1864 г. он был определен в Виленскую Духовную семинарию преподавателем сначала патристики и греческого языка, а затем – логики, психологии и латинского языка. В 1867 г. Дмитрий Феодорович был возведен в степень магистра богословия и перемещен на должность бакалавра Московской Духовной академии по кафедре истории западной церкви, в 1869 г. преподавал в Академии новую церковную историю, в 1873 г. избран и утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1875 г. Касицын был командирован за границу с 15 июня 1875 г. по 156 августа 1876 г. для изучения на месте религиозной жизни западных государств. С преобразованием Академии в 1884 г. ему поручено было преподавание истории и разбора западных исповеданий. Как профессор, Дмитрий Феодорович за все время преподавания пользовался любовью слушателей-студентов, всегда обильно собиравшихся в его аудитории. Это вызвалось, с одной стороны, интересными оригинальными лекциями, которые Дмитрий Феодорович не читал по тетради, боясь утомить внимание студентов, но говорил и даже импровизировал, с другой – его неизменно теплым и искренно-доброжелательным отношением к студентам, весьма многие из которых продолжали и по окончании курса бывать у Дмитрия Феодоровича в доме и сохранили с ним непрерываемую связь до самой его смерти. Один из учеников Дмитрия Феодоровича так отзывался о нем, как о лекторе: «говорил он так, как будто бы и для него самого то, что он сообщал, было новостью, внезапно озарившею, вследствие чего от его лекций всегда веяло свежестью, жизнью, личною убежденностью оратора в непреложной истинности сообщаемого… Я слышал потом многих ораторов – и русских и иностранных, и французов и немцев. Между ними были в своем роде замечательные. Но Дмитрий Феодорович остается среди них оригинальным. Это своего рода – уникум».
В 1889 г. резолюцией митрополита Иоанникия от 20 августа Дмитрий Феодорович был определен священником московской Николаевской, что в Толмачах, церкви, на место своего тестя, протоиерея Василия Петровича Нечаева, который, лишившись супруги, принял пострижение с именем Виссариона и вскоре же получил епископский сан (епископ Костромской). Одновременно с этим от него перешел к его зятю и журнал «Душевнополезное чтение», и указом Святейшего Синода от 20 ноября 1889 г. о.Дмитрий Касицын был утвержден в звании редактора-издателя.

0_907f4_2433ecfb_orig

Отец Дмитрий не был новичком в духовных писаниях для журналов. Он долго сотрудничал в «Московских Ведомостях» при М.Н.Каткове, особенно до принятия священного сана, руководя всеми духовными вопросами, хотя писал и в других областях, также он поместил много статей, обычно не подписывая своего имени, на страницах «Душеполезного чтения». Приняв на себя новые многосложные обязанности по приходу и журналу уже в преклонном возрасте, он, однако, еще в течение 2 лет продолжал свою профессорскую службу в Московской Академии, а с 1890 г., избранный членом московского городского училищного совета, ревностно занимался также делом народного образования в Москве. В 1890 г. о.Дмитрий Касицын награжден камилавкой, в 1892 г. избран в действительные члены общества духовного просвещения, возведен в сан протоиерея, утвержден в звании заслуженного профессора Московской Академии и награжден золотым наперсным крестом. Как священник, о.Дмитрий Касицын отличался строгим отношением к своим пастырским обязанностям, всегда истово и с благоговением совершал богослужения и требы, особенное же внимание уделял делу исповедования своих духовных детей. Он много сделал для умственного и нравственного блага своих прихожан – открыл в приходе отдел Елизаветинского благотворительного общества, основал церковно-приходское попечительство, был одним из усердных членов – строителей местной церковно-приходской школы и (благодаря гг.братьям Лосевым, купившим библиотеку преосвященного Феофана Затворника и давшим для нее даровое помещение) открыл бесплатную библиотеку-читальню, куда пожертвовал значительную часть своих собственных книг.

Храм святителя Николая в Толмачах

  Прихожанином храма святителя Николая в Толмачах был создатель художественной галереи Павел Михайлович Третьяков. Именно о.Дмитрий Касицын 4(16) декабря 1898 г. отпевал Павла Михайловича Третьякова в толмачевском храме. В этом же храме служил с 1867 по 1895 год диакон Феодор Соловьев, будущий старец Алексий Зосимовский (именно ему доверили вытянуть жребий с именем нового Патриарха в 1918 г.).
О.Дмитрий Касицын 12 лет стоял во главе журнала «Душеполезное чтение». Он придал журналу живость и разнообразие, и так хорошо поставил его, что журнал стал самым распространенным духовным журналом в России. Протоиерей Дмитрий Касицын иотличался высокой религиозной настроенностью, которая особенно сказалась при его кончине. Протоиерей Дмитрий Касицын скончался в ночь на 3 декабря 1901 г. и был погребен на Даниловском кладбище в Москве, где сам для себя приготовил заранее могилу. В храме святителя Николая в Толмачах память об отце Димитрие сохраняется и поныне, ему посвящено немало страниц в книге Ольги Четверухиной «Очерки по истории храма святителя Николая в Толмачах» упоминается и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Казанове (стр.42-43).

Первым священником после отмены крепостного права в 1861 году был Дмитрий Тихомиров, Алексей Чертков – пономарь и дьячек – Василий Левитский, диаконом был Петр Соловьев (точное время когда стал служить неизвестно, с 1872 по 1883 год, точное время когда перестал служить неизвестно). В таком составе проходили богослужения в храме Богородицерождественском с.Казанова до 1874 года, в этот год 23 мая умирает Алексей Чертков от чахотки в возрасте 53 лет. Новым пономарем становится — Михаил Покровский.

В 1867 году в храме были расписаны стены. В 1900 г. произведен ремонт храма: устроено духовое отопление, заменены новыми престол и жертвенник, перебран и вызолочен иконостас, возобновлена настенная живопись, на главах установлены новые кресты.

В 1877-78 гг. происходит смена священника, им становится Алексей Советов. В конце 1880-х Михаил Покровский становится псаломщиком, в 1895-97 — диаконом.
В 1896-97 гг. после практически 20-летней службы Алексея Советова священником становится Василий Любимов.

Священномученик Александр Покровский.

14 августа 1879 года в семье псаломщика Михаила Покровского родился сын Александр.    В семье было шестеро дочерей и четыре сына, жили бедно, порой занимали хлеб в соседних деревнях. Дети помогали родителям по хозяйству: сеяли, убирали хлеб, косили и собирали сено, порой нанимались на работы к местному священнику или диакону.

Когда дети подросли и учились в семинарии, то часто не приезжали на рождественские и пасхальные каникулы домой из-за недостатка средств. Александр Покровский учился в земской школе, затем в Духовном училище в Волоколамске и, наконец, в Вифанской духовной семинарии, после окончании которой недолго учительствовал, а затем был рукоположен во диакона. В 1906 году Александр женился на девушке из духовного сословия Надежде Добровой.

Супруги Покровские

С 1909 года отец Александр служил в храме св.Владимира в Старых Садех, в том же году родился первый сын Борис. Семья поселилась в доме рядом с храмом, который сохранился и доныне.
Храм св.Владимира в Старых Садех.

Вскоре на плечи диакона Александра легла забота о тяжело заболевшем отце и трех незамужних сестрах. В 1916 году в семье родилась дочь Ольга. В 1919 году отец Александр был рукоположен во священника и переведен в храм преподобной Елисаветы при Дорогомиловском кладбище.

В послереволюционные годы жить стало совсем тяжело и отец Александр вынужден был искать подработку. Ему пришлось потрудиться и дворником, и счетоводом, и статистиком по переписи населения.
Покровский А.М.
В 1930 году для отца Александра начался путь на «первую голгофу». Он был осужден по ложному доносу и отправлен в Соловецкий концлагерь. После освобождения ему было запрещено жить в стокилометровой зоне Москвы и он уехал в Волоколамск, устроившись конюхом. В НКВД ему пригрозили: «Больше не служи!», супруга также уговаривала отказаться от служения, но отец Александр стал хлопотать о полученим священнического места, начав, таким образом путь к «второй голгофе».
В 1934 году отец Александр был направлен в Троицкую церковь села Ново-Никольского Шаховского района. В начале 1937 года он последний раз повидался с семьей. В Старосадский переулок в Москве он пришел пешком (это около 160 км), денег на проезд не было. В семье его сына Бориса родилась дочь, это была единственная внучка, с которой Александру Михайловичу довелось пообщаться. Печальным известием для него стало то, что под давлением НКВД его супруга ради спасения детей оформила развод и отказалась от фамилии мужа.

В конце сентября 1937 года отец Александр переехал в село Ново-Васильевское Лотошинского района, получив назначение служить в Покровской церкви.
Его предшественник на этом месте священник Дмитрий Розанов (ныне прославленный как священномученик), с которым отец Александр был знаком по семинарии, незадолго до этого был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Уже 12 ноября по такому же обвинению был арестован и сам отец Александр и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Свою вину он не признал, однако 23 ноября он был приговорен к расстрелу и 27 ноября расстрелян в Бутово. Протоиерей Александр Покровский был прославлен как священномученик 21 августа 2007 года.

Икона свшмч.Александра Покровского

Икона сщмч. Александра, находящаяся в храме св.Владимира в Старых Садех.

В 1880 году в семье псаломщика Михаила Покровского родился сын Петр, также ставший священником и пострадавший в советское время. В 1925 году был осужден за «неуплату налогов за церковь» на 6 месяцев принудительных работ. В 1930 году был приговорен к 1 год заключения. В 1933 году был приговорен по ст. 58-10 «сопротивление власти» на 5 лет заключения. После освобождения стал служить в церкви Иоанна Предтечи в селе Раменье Шаховского района Московской области. Жил в одном доме со священником Петром Никольским. 22 января 1938 года был арестован за «антиколхозную агитацию среди населения Лотошинского и Шаховского районов». Осужден тройкой УНКВД по Московской области 2 марта 1938 года, приговорен к расстрелу (Групповое дело П-61300). Принял мученическую кончину 14 марта 1938 г. на Бутовском полигоне, где и захоронен. Реабилитирован 29 мая 1959 г.

ola-95 ola-95a

 

В 1921 -1931 гг здесь служил будущий архимандрит Филадельф (Мишин).

0_5cb3f_f3a79694_orig
Архимандрит Филадельф (в миру Мишин Митрофан Петрович) родился 4 июня 1879 года в селе Трудки Покровского района Орловской области в крестьянской семье. В 1893 году окончил Церковно-приходскую школу села Трудки. Служил ратником в ополчении Русской Армии.   В 1901 году был принят послушником в Параклитову Пустынь Троице-Сергиевой Лавры, где нес различные послушания, состоял при Серапионовой часовне.

В 1912 году в Троице-Сергиевой Лавре архимандритом Товией (Цынбаловым) был пострижен в монашество с именем Филадельф (в честь Мч.Филадельфа Бастийского, память 10 мая).   В 1917 году в Троице-Сергиевой Лавре Архиепископом Вологодским Никоном был рукоположен во иеродиакона. С 1919 по 1921 г находился в Гефсиманском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.   С 1921 года по 1931 год служил на разных приходах в городе Волоколамске и Волоколамском районе, в том числе в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково.   В 1928 году Епископом г.Волоколамска Питиримом рукоположен в сан иеромонаха. 19 мая 1931 г. был арестован по групповому делу «иеромонаха Филадельфа и монахинь из с.Соснино Московской области» (Соснино – соседняя с Шитьково деревня). 28 июня того же года приговорен к 5 годам ИТЛ с заменой на ссылку в Казахстан по статье 58-10 УК РСФСР. На следствии о.Филадельф сказал, что произносил проповеди, в которых призывал «держаться за Бога, молиться и страдать». Никого не назвал, виновным себя не признал. Вместе с о.Филадельфом по этому делу проходила монахиня Ксения (Потемкина), родившаяся в 1879 г. в Шитьково и другие монахини. С 1931 по 1936 г. о.Филадельф находился в ссылке в Казахстане. О своей жизни в ссылке о.Филадельф вспоминал только потому, что по молитвам святителя Николая Чудотворца он остался жив, а не умер с голоду: «Работа была очень и очень тяжела. А есть нечего, совсем почти нечего. Да еще была зима суровая, пасмурная, транспорт не мог ходить и поставки прекратились. Мы несколько суток были совсем голодны и холодны. Да еще как на грех, мороз прибавил до 40 градусов. Птица мерзла на лету. А одежонка-то… Многие мои собратья полегли, обессилили и не могли ходить. Я тоже собирался умирать с голоду и холоду… Был холодный вечер. Я лежал уткнувшись в тряпки. Вдруг мне
сильно захотелось спать. Я знал прекрасно, что это предвестник смерти. С
силой поднявшись, я решил в последний раз помолиться святителю и чудотворцу
Николаю. «Угодничек Божий, , сказал я ему, , ведь я помираю…» Дальше не
помню, что говорил или не говорил, не помню. Только слышу стук в дверь.
Открыл. Порыв сильного ветра с холодным снегом обдал лицо. Никого не было. Но
что это такое? Свежие следы от двери. Заглянул дальше за угол… Сумка
большая стоит… Взял эту сумку. Тяжелая. Принес в хату, открыл… В сумке
были свежие хлебы. Да еще теплые, совсем горячие. Будто вот из печки их
вытащили. А какая там печка. На 50 верст не было ни одной хозяйской хаты,
одни ссыльные и арестанты. И вот этим хлебом мы и жили целую неделю. Пока
утихла пурга, подвезли нам паек. И никто тогда не умер. А в других лагерях,
слышно было, многие померзли в эту метель, а наши никто не замерз. Чудотворец
Николай спас нас!» После возвращения из ссылки проживал в г.Жданове, откуда писал письма Шабановой Марии Федоровне, по всей видимости, проживал в Жданове до открытия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в конце 1940-х и в 1950-е годы приезжал в
деревни Матренино и Иванцово Волоколамского района.    С 1941 года по 1952 год — священнослужитель при заводе города Жданова Сталинской области.   В 1952 году вернулся в Троице-Сергиеву лавру в сане игумена.   18 июля 1953 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Патриархом Московским и всея Руси Алексием I возведен в сан архимандрита. Упоминание об этом есть в статье священника Н.Рудковского в Журнале Московской Патриархии №8 за 1953 год: «За литургией Святейшим Патриархом были возведены в сан архимандрита игумен Лавры Филадельф и игумен Леонтий, инспектор Минской Духовной Семинарии, и совершено рукоположение во иеродиакона новопостриженного монаха Тихона (Агрикова), студента IV курса Московской Духовной Академии».   Наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов) в рапорте с ходатайством о возведении игумена Филадельфа в сан архимандрита дает ему следующую характеристику:  «Кроткий, отзывчивый на просьбы братии и верующих, заслужил любовь всей братии и мирян, более 35 лет подвизается в монашеском труде, не взирая на преклонный возраст, продолжает нести все тяготы монашеской жизни».   Скончался архимандрит Филадельф в Страстную Пятницу 1 мая 1959 года, похоронен на Старом кладбище Сергиева-Посада на Светлой Седмице. В одной ограде с отцом Филадельфом погребен монах Троице-Сергиевой Лавры Мелетий (Рукосуев), скончавшийся в том же году. Ныне на могиле установлен мраморный крест, служатся панихиды, бывают там и паломники из Шитьково. Особенно запомнилась панихида, отслуженная иеромонахом Кирилом (Егоркиным) 9 марта 2012 г. в день столетия монашеского пострига отца Филадельфа, на которой присутствовали и люди, лично знавшие старца.

0_793a3_f1772175_orig

В книге архимандрита Тихона (Агрикова ) «У Троицы окрыленные» есть глава «Свеча негасимая», посвященная архимандриту Филадельфу:  http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2154#part_26722

Также в середине 1920-х годов в Шитьково служил будущий схиигумен Савватий (Крутень).

0_60bd6_9ff7fb53_orig

Дмитрий Антонович Крутень родился 14 (новый стиль) (по другим данным 29) июня 1905 года в семье генерала, преподавателя Алексеевского военного училища.
Дмитрий окончил школу 2-й ступени, проживал в Москве на Новобасманной улице, 43-16.
В 1925 был рукоположен в иеродиаконы в Сретенском монастыре, служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Казанове под Волоколамском. 30 ноября 1925 года был арестован по групповому делу митрополита Петра (Полянского).
Иеродиакону Серафиму было предъявлено обвинение в том, что он
«состоял пособником и укрывателем монархическо-церковной организации,
поставившей себе задачей использование церкви для нанесения ущерба
соввласти путем объединения реакционного элемента, ведения монархической
агитации, воздействия на массы верующих в тех же целях и т.д.» Иеродиакон Серафим был помещен в Бутырскую тюрьму. Освобожден под подписку о невыезде 17 июня 1926г. 9 августа 1926г. дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
После освобождения перешел в высоко-Петровский монастырь, где в 1929 рукоположен во иеромонаха. Служил в храмах Москвы и Подмосковья, в том числе в храме Иерусалимской иконы за Покровской заставой в Москве.
28 декабря 1930 о.Серафим был вновь арестован и 8 февраля 1931 года был осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация) на три года ссылки в Северный край. После возвращения из ссылки в 1935 году возведен в сан игумена и назначен настоятелем Всехсвятского храма города Каширы Московской области. 1940-е выслан в город Муром Владимирской области, служил в Благовещенском соборе.
Игумен Серафим появился в Муроме в 1945 году, после освобождения из лагерей. Это был исповедник веры Христовой, подобно многим другим в эти трудные годы. В лагерях он потерял ногу и передвигался на костылях. Тихий, кроткий, любвеобильный монах. Был наставником и утешителем для православного люда, особенно для монашествующих, изгнанных из монастырей в годы советской власти. А таковых в это время в Муроме было очень много. В Муроме от рук игумена Онуфрия отец Серафим принял схиму с именем Савватий .
20 марта 1946 года по рекомендации схиигумена Савватия в штат Благовещенского собора был зачислен иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, которого о.Савватий хорошо знал еще по Сретенскому монастырю.
В том же году схиигумен Савватий стал духовником Одесского архиерейского дома. Переведенный в Одессу схиигумен Савватий рекомендовал отца Пимена епископу Одесскому и Кировоградскому Сергию (Ларину). В августе 1946 года епископ Сергий назначил иеромонаха Пимена сразу на несколько должностей: казначея Одесского Ильинского монастыря, благочинного монастырей епархии и настоятеля архиерейской крестовой церкви. В Одессе находилась летняя резиденция патриарха Алексия I, проводившего здесь отпуска, так что иеромонах Пимен оказался на глазах у Святейшего.
Схиигумен Савватий скончался 10 января 1947 года в Одессе.

В 1930-е годы храм был закрыт. Примерно в это же время исчезло и село Казаново.

Великая Отечественная война.

Во время Великой Отечественной войны Шитьково заняли немцы. Вот как описывает эти события Анастасия Бунакова, ученица 114-й школы г.Москвы, в сочинении «Как жители Москвы жили в годы войны», написанном к 65-летию Победы:

Эту историю мне рассказала моя двоюродная бабушка, когда началась война ей было 8 лет и она хорошо запомнила события, которые происходили в начале войны.

Мой прадедушка Потёмкин Дмитрий Дмитриевич ушел на фронт и оттуда написал прабабушке Потёмкиной Анне Захаровне письмо, в котором просил её переехать с детьми к его родственникам в деревню Шитьково, под Волоколамском и там пережить войну. Туда и уехала моя прабабушка с двумя детьми: Машей 8 лет и Володей 4-х лет, а в сентябре у нее родилась еще дочка — моя бабушка Лида. В октябре в деревню вошли немцы. Был ясный солнечный день и бабушкины сестра и брат играли на улице. Немцы приехали на мотоциклах и начали обыскивать дома. Местных жителей, а это были старики и женщины с детьми, выгнали из деревни и те ушли жить на болота, в построенные временные бараки. Из болота они добывали торф жгли его, готовили на нём еду и грелись. Немцы периодически наведывались к ним, чтобы отобрать корову или еще какую-нибудь живность. Наступила зима, было очень холодно, люди собирались вместе, чтобы как-то согреться. В декабре наши войска начали наступление на немцев. На болота, где они жили пришли наши солдаты, они были в валенках и полушубках, в маскхалатах и на лыжах. Они обогрелись в бараках и двинулись дальше, освобождать деревню. Завязался бой. Прабабушка оказалась в окопе вместе с тремя детьми, маленькая бабушка была у нее на руках, а ее брат и сестра прижимались к ней. Над головой у них летели пули и снаряды, как с нашей стороны так и со стороны немцев, но прабабушка решила, что если суждено погибнуть — то лучше сразу всем. Деревню отбили и даже немцы не успели ее сжечь. В этом бою погибло 18 наших солдат. Жители деревни похоронили солдат, под деревней в братской могиле. Деревня вся была разграблена и разорена, есть было нечего. Прабабушка решила вернутся домой в г. Тушино. Взяв маленькую Лиду и оставив Машу и Володю у родственников, поехала в Москву. Ей помогли добраться солдаты, которые направлялись в Москву. Они спрятали прабабушку с ребенком за бочками. Когда её довезли до Тушино, она предлагала солдатам деньги, но они не взяли, сказав что их семьи находятся в таком же положении. Когда она дошла до своего дома то увидела, что дома нет, в него попала бомба. Её с ребенком на время приютили соседи, которые жили в соседнем бараке. Прабабушка потратила две недели, чтобы получить комнату. Она каждый день ходила к коменданту города и каждый день слышала отказ. Тогда прабабушка не выдержала, положила маленькую дочь на стол коменданту, сказав что она отсюда никуда не уйдет, тогда он выделил ей комнату. Она вернулась обратно в деревню, чтобы перевезти своих оставшихся детей, но их там не оказалось. Родственник отправил детей побираться по деревням, чтобы как-то прокормиться. Много трудностей выпало на долю прабабушки, она работала на заводе и одна воспитывая троих детей, знала что в январе 1942 года пришло последнее известие от прадедушки с фронта. Он воевал где-то под Ленинградом. До сегоднешнего времени он считается без вести пропавшим.

А вот воспоминания Александры Ивановны Щеголевой, опубликованные в газете Красногорские вести №48 (8 мая 2010 года) к 65-летию Победы:
«В годы войны в Москве на улице Радио вербовали женщин из всех областей на торфопредприятия. С 14 лет и я пошла работать на Шитьковское торфопредприятие в районе Волоколамска. Нас, девчонок, было там 1000 человек. Работали тяжело, приходилось и пни корчевать. Потом я стала машинистом на локомобиле, затем – помощником машиниста на узкоколейке. На один месяц наше предприятие оказалось в оккупации. Но однажды появилась группа солдат-сибиряков в белых полушубках. Говорят, что трое суток не ели, отстали кухни. А у нас самих из еды ничего нет, был в запасе только ящик ягодного чая. Мы его отдали бойцам. Солдаты пошли по направлению к деревне Шитьково, но рядом оказалась позиция немецкого снайпера. Он убил всех наших недавних гостей, и мы все видели. Это был ужас».

Воспоминания Тамары Ивановны Федуловой (Большаковой), записанные ее внуком Даниилом Федуловым:

«О войне в нашей деревне узнали у сельского совета. Висела на доске объявлений речь Молотова. Радио на тот момент не было, его подвели ближе к осени. Сам фронт пришёл сразу после уборки картошки, скорее это было в конце октября. Как рассказывала моя бабушка, Федулова (Большакова) Тамара Ивановна, немцы простояли в деревни чуть больше месяца. Освободили деревню от фашистов на престольный праздник Николая Чудотворца — 19 декабря.
Вот что она рассказывала:
О приближении немцев узнали от женщины, которая пришла из деревни Каменки, она сказала, что их уже оккупировали.
Когда немцы подошли к деревне, был бой возле села Казаново (у церкви ), а мы пошли прятаться домой, мы видели как немцы на танках, собираются проехать через «заплот», мы думали ,что немцы потонут, а они как нырнули и тут же вынырнули и поехали дальше…
В нашей избе собрались женщины. Немцы подошли к воротам и начали по ним стрелять, создалось ощущение, что кто-то горох сыпет, а затем слышались крики «Русич сдавайся»…. Женщины говорят «Ну что, бабы, пойдем сдаваться, а то застрелят». Они вышли и подняли руки, немцы вошли в дом, начали выгонять нас. С ними был поляк, который не дал нас выгнать на мост, и мы перебрались в прируб, где стояла русская печка , а немцы заняли саму избу. Нам еще повезло, а соседям напротив нет, их всех выгнали на мост, на мороз. У них был маленький ребенок, который в результате погиб.
К вечеру пришли ребята лет 16-ти, а немцы их приняли за партизан, затем их завел засарай и там расстреляли. На следующий день на поле мы заметили что идут наши, а со стороны церкви едут немцы на мопедах. Наши солдаты спрятались в сарае дяди Феди Самохвалова, и жестом показали молчать, немцы начали кататься вокруг сарая, мы думали что все…. Однако они поехали дальше, а солдаты вышли и продолжили пробираться к своим. Стрелять им было нечем — патроны кончились.
Через несколько дней к вечеру начался бой в Дубосеково, грохот, как бомбили дорогу, слышно было хорошо. Всю ночь летали самолёты бомбить железную дорогу и узкоколейку.
Немцы начали хозяйничать в доме, т. к. в нашем доме, в горенке, было лесничество, немцы увидели ружья и спросили — «партизан?». Мама наша сказала что нет, это мол контора была… они ничего не сказали. Но мать приказала нам выбросить все, что связано с конторой. Мы с сестрой взяли ружья и утопили их в нашем (Калининском) пруду.
На следующий день немцы узнали, что у нас есть подпол. В подполе у нас хранилась в основном картошка. Но еще, перед появлениям немцев, мы закопали в подполе одежду, ценные книги и фотографии. Когда фашист влез в подпол, следом за ним влезла мама, немец забрал картошку и она его отчитала, мол,- «немцы все говорят, что русские бедные,а сами вон воруют». Когда немец нашёл наши вещи, она начала отбирать их, и они подрались, маму вытащили и приказали расстрелять, поляк же нам приказал увести её, а то и правда застрелят.
Поляк многое рассказывал, он был вроде переводчика. Когда Польшу захватили, то ему не оставалось выбора, как идти в армию, чтобы их с семьей не расстреляли..
Немцы часто вечером смотрели в сторону Леонова болота — за ним было видно прожекторы Москвы во время бомбардировки города, они всегда говорили — «о… Москау капут … » ….. Как же они ошибались….
Часто над нашими домами летали самолеты и кидали листовки крича — «Русич сдавайса …», а ребята им вслед матом кричали, и непристойности показывали.
Однажды мы с подругами вошли в избу, немцев не было, а на столе были куры и полно другой еды, мы не удержались и все съели, а потом кто-то крикнул — «атас девки! немцы идут, сейчас нас поубивают….» Мы с испуга бежать решили и в придачу вилки с ложками у них украли…. Но, славу Богу, ничего с нами не случилось.
Немцы часто горели, оттого и домов в деревне мало сохранилось. Они просто не умели топить русские печи, дрова они клали на шесток,а не в топку, угли с шестка падали на пол,и дома загорались. А немцы в доме успевали угореть от того, что дым частично шел в избу из-за неправильной топки.
Но однажды загорелась конюшня с немецкими лошадьми и мопедами.
Как потом узнали, это Зоя Космодемьянская подожгла их. Она, и еще несколько партизан отсиделись в бараках на болоте и пошли в сторону Можайска к Москве. О том, что её повесели, мы узнали только в 50-х годах.
В начале декабря у нас увели корову, мамка отдавать её не хотела, сопротивлялась и плакала, а потом долго переживала…
На Николу шли наши разведчики ,их засекли и убили. Однако сигнал они успели передать о начале боя.
Село Казаново было подожжено, начался бой….
Мы находились в доме, как вдруг через разбитые окна от пуль и осколков потянуло дымом, мамка заметила, что пуля попала в паклю между брёвен и пакля начала гореть, она схватила лопату и вытащила пулю, затем мы все побежали на болото прятаться. Немецкий снайпер стрелял с церкви, и его долго не могли сбить. Спустя время в бой пошли пушки прямой наводкой по церкви. После того, как все стихло, все начали возвращаться в свои дома. Шли по полю, и все поля вокруг деревни были усеяны убитыми солдатами как немецкими так и советскими, каждый подходил и переворачивал, смотрел «мой или нет?».
Деревню освободили, вошли наши с казаками. А к новому году и свет в дома дали».

Есть данные, что храм во время войны подвергался обстрелу. На обороте одной из фотографий храма 1940-х годов есть надпись:

В этой церкви 17/ХII-42 г сражался некий вони Красной Армии корректировщик огня один против карательного отряда немцев 4 танками 2 самоходки и 12 бронемашин. Потеряв около 15 человек убитыми и поврежденную самоходку немцы отошли.

Оборона Москвы Отечественной войны

(очевидно, что год 1942 указан неверно, правильно – 1941)
Около Шитьково есть братская могила, в которой похоронены воины 28-й и 35-й стрелковых бригад, погибшие в ноябре-декабре 1941 г. в ходе наступательных боев. 9 мая 1952 г. на могиле был установлен памятник.

936720_315398508590802_726557485_n

Братское захоронение д. Шитьково Спасского сельского поселения
Волоколамского района Московской области Всего похоронено 14 чел., из них известны 11 чел., неизвестны 3 чел.

№ п/п ФИО Воинское звание Год рождения Дата гибели
1. Байраков Андрей Петрович Мл. л-т Нет данных 00.12.41
2. Белов Федор Максимович Кр-ц Нет данных Нет данных
3. Клейманов П. Т. Кр-ц Нет данных 20.12.41
4. Климов Владимир Арсентьевич Кр-ц 1922 29.12.41
5. Колесников Василий Михайлович Политрук 1907 00.12.41
6. Михеев Алексей Гаврилович Кр-ц 1914 20.12.41
7. Рясной Иван Аксентьевич Кр-ц 1915 15.11.41
8. Таранцев Александр Иванович Кр-ц 1923 19.12.41
9. Хотлинский И. П. Кр-ц 1918 14.11.41
10. Чеберенков Андрей Егорович Кр-ц Нет данных Нет данных
11. Якименко Яким Яковлевич Нет данных Нет данных 14.11.41

Есть солдатская могила и в самой деревне. Другая братская могила находится у соседней деревни Соснино, там захоронено около 400 человек.

401837_317625951701391_422210076_n

  После войны в храме расположили молокозавод, а после его закрытия храм остался бесхозным и постепенно разрушался. Сохранилась фотография храма, сделанная на Троицу в начале 1960-х годов:

0_82003_220001c6_orig

  Только в 2010 году начались первые работы по восстановлению. По благословению митрополита Ювеналия летом у храма был открыт летний трудовой лагерь, в котором трудились прихожане Знаменского храма города Красногорска. Алтарная часть храма была отчищена от мусора, над храмом воздвигли временный деревянный крест. 3 июля 2010 г. настоятелем Знаменского храма протоиереем Владимиром Шафоростовым была отслужена первая за многие десятилетия Литургия, на которой вместе с участниками лагеря собралось и немало жителей окрестных деревень. Вот как вспоминала об этом участница лагеря Светлана Синицына, библиотекарь Знаменского храма Красногорска:

«Ранним июльским утром от Знаменской церкви г. Красногорска отошел автобус с группой прихожан во главе с настоятелем храма протоиереем Владимиром Шафоростовым. Ехали мы в Волоколамский район, и поездка эта была необычной.

Через 1,5 часа пути автобус останавливается. Вдалеке в куще деревьев виден храм. Нас встречает старший алтарник Знаменского храма Алексей Пушкин, возглавляющий передовой отряд наших  молодых прихожан, приехавший сюда пятью днями раньше.

Дальше идём к храму пешком по пыльной дороге среди заброшенных незасеянных полей, которые оживляются только полевыми цветами среди бурьяна. И вот мы у храма. С трудом верится, чтобы всё, что мы увидели, можно было сделать всего за пять дней. Сразу по приезде, разбив палаточный лагерь, наши молодые прихожане, и одинокие и семейные с детьми, немедленно приступили к работе: очищению полуразрушенного четверика храма от битого кирпича и мусора. Дети, которые были в лагере вместе с родителями, получили замечательный пример жертвенного труда во славу Божию.

Пока мы всё осматривали, приехавшие с нами алтарники стали готовить алтарь к совершению Божественной литургии, а отец Владимир начал исповедь.

День был прохладный и пасмурный, сквозь раскрытую кровлю храма начал накрапывать дождик, в открытый дверной проём подул ветер. В храме было зябко и холодно.

Но вот всё готово к богослужению. И началась первая Божественная литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы после его разрушения и осквернения.

Во время Херувимской песни дождь прекратился, вдруг выглянуло солнце и стало явно ощущаемым благоухание цветущих вокруг храма огромных лип.

Это была необычная для наших прихожан литургия в полевых условиях. Почти все молящиеся за этой литургией причастились Святых Христовых Таин. Забыть такое богослужение невозможно.

А начиналось всё так.

13 декабря прошлого года настоятель Знаменского храма г. Красногорска протоиерей Владимир Шафоростов провёл встречу с молодыми прихожанами, желающими войти в молодёжную организацию прихода. Тогда же молодые люди попросили дать им хорошее большое дело, которое объединило бы всех. Отец Владимир предложил молодёжи помочь возрождению из руин храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шитьково (бывшее Казаново) Волоколамского района.

Первая поездка к разрушенному храму состоялась еще 4-го января нынешнего года. Помолившись среди занесенных снегом руин храма, решили с Божией помощью организовать летом молодёжный трудовой лагерь, чтобы начать возрождение поруганной святыни.

x_b6cb76c0

По благословению митрополита Ювеналия и при поддержке администрации Красногорского района и благотворителей Знаменского храма 30-го июня православный трудовой лагерь близ Богородице-Рождественской церкви был открыт. Отслужив молебен пред началом доброго дела, освятили временный деревянный крест. А на следующий день в очищенном от битого кирпича и мусора четверике храма впервые после более чем семидесятилетнего перерыва была совершена Божественная литургия. Слава Богу, что вместе с братией Знаменского храма за литургией молились и причащались Святых Христовых Таин несколько местных жителей. Узнав о богослужении в разрушенной церкви, жители окрестных деревень Власьево, Соснино и Шитьково стали подходить к храму, расспрашивать о возможности помочь в его восстановлении, предлагать свою помощь. Какая бы дорога ни вела к храму, но души идущих по ней пробуждаются.

Вот и инициативная группа местных жителей во главе с Сергеем Семёновым обратилась к благочинному церквей Волоколамского округа с просьбой о создании православной общины при храме Рождества Богородицы.

По благословению благочинного протоиерея Константина Попова 15-го августа здесь были совершены водосвятный молебен, крестный ход и панихида. По милости Божией вместе с протоиереем Андреем Табаченковым, настоятелем Никольского храма села Амельфино Волоколамского района, молились уже около шестидесяти жителей окрестных сёл.

28-го августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, отец Андрей вновь отслужил молебен и панихиду в этой церкви. Стоит она на возвышенном месте, а окрестные сёла расположены на значительном от неё расстоянии. И, вероятно, по причине непрекращающегося дождя с порывистым ветром, а главное труднопроходимых глинистых дорог, местных жителей на сей раз было меньше тридцати человек, но еще столько же было и нас, прихожан Знаменского Храма. Мы привезли в дар храму большую писаную икону Богородицы «Нечаянная радость» и напольный подсвечник к ней. От шоссе, где нам пришлось оставить машины, так как дорогу через поле к храму развезло, икону и подсвечник несли на руках.

Тем же путём икона после богослужения была препровождена в Никольский храм села Амельфино, где она будет пребывать до тех пор, пока, по милости Божией, не появится возможность её пребывания в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Даст Бог, и в этом доме Божием возродится литургическая жизнь.

Теперь, вспоминая о пребывании в трудовом лагере, Наталья Пушкина рассказывает: «Когда впервые за последним поворотом дороги мы увидели сиротливо стоящий в зарослях разрушенный храм, замерла душа. Мелькнула мысль: «Что можем сделать мы, десяток прихожан, вооруженных кирками и лопатами, когда враг почти век разрушал обитель Божию?». К тому же в лагере собрались люди, не имеющие ни строительных профессий, ни опыта проживания в полевых условиях. Казалось, всё было против нас: палящее солнце днём и холодный туман ночью, не прекращающиеся ни днём, ни ночью налёты туч слепней, комаров и мошек и отсутствие поблизости воды. Но Господь всё устроил по Своему Промыслу. И взрослые, и дети, которых в лагере была добрая половина, с молитвой и Божией помощью адаптировались к непривычным условиям. Уставали, конечно, но удовлетворение от труда во славу Божию перекрывало физическую немощь. Зато совместная жизнь в палаточном лагере и нелёгкий труд над освобождением святыни от поругания помогли понять, что мы одна настоящая православная любящая семья. А приезд «в гости» прихожан нашего храма, Божественная литургия и общая трапеза, стали торжеством православия на маленьком кусочке Волоколамской земли.

Регент  мужского хора Знаменского храма Алексей Пушкин вспоминает: «Когда подготовив лагерь к прибытию основной группы, я встречал прихожан нашего храма во главе с отцом Владимиром, батюшка, расспрашивая о трудностях, как бы невзначай спросил: «Радость-то есть в сердце?» Тогда я ответил, что нам пока не до радости. И это было правдой. Уставали так, что не было сил словечком перемолвиться. И даже литургия прошла для меня как-то привычно. Вроде служишь как обычно – только в развалинах, где вокруг обломки кладки стен, а из оконных проёмов видны заросли крапивы. Да еще Херувимскую поешь вместе с птичьими голосами, а вместо алтарной преграды – пустота. Молящиеся, певчие и тут же алтарники и батюшка пред импровизированным престолом, и молитва и … Чаша! И только позже я осознал, что у нас в храме замечательная община, и по вере этих простых удивительных людей совершается чудо – преображается храм, преображается и место, где он находится. И это действительно так. Уезжая из Шитькова, оглянувшись, я еще раз оглядел окрестности. Храм как будто вырос, распрямился, поднялся над землей, и всё вокруг ожило. И село кажется не таким унылым, и поля, и дороги … И только по пути домой в сердце начала проникать тихая-тихая радость. Как будто ты совершил маленькое, но по-настоящему доброе дело».http://www.mepar.ru/news/2010/08/31/8695/

Как уже было сказано в воспоминаниях Светланы Синицыной, после закрытия лагеря храм в Шитьково был приписан к храму святителя Николая в Амельфино, настоятелем которого в то время был протоиерей Андрей Табаченков. В августе – ноябре 2010 г. в Шитьково было отслужено несколько молебнов, начали собираться исторические сведения о храме. Весной 2011 года в министерстве культуры Московской области было оформлено охранное обязательство на храм, являющийся памятником архитектуры регионального значения, осенью начались противоаварийные работы.

В сентябре 2012 года протоиерей Андрей Табаченков был переведен в Михаило-Архангельский собор города Бронницы, настоятелем храма святителя Николая в Амельфино и нашего храма, как приписного к Амельфинскому, был назначен протоиерей Владимир Митякин, а затем протоиерей Константин Попов.

Осенью 2014 года благочинный Волоколамского округа игумен Серафим (Николин) благословил совершать богослужения в Шитьково настоятелю Никольского храма в Матрёнино (этот храм — ближайший к Шитьково) священнику Никите Митякину. Это особенно символично, ведь именно в Матрёнино бывал у своих духовных чад архимандрит Филадельф, о котором мы уже упоминали в этой статье. Впервые удалось отслужить молебен в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, на который собралось 60 человек! (день был воскресный, были гости из Москвы и Красногорска).

В мае 2015 года отец Никита был переведен в Преображенский храм села Спас, а в Матрёнино назначен священник Павел Роввин. В августе 2015 года в Шитьково были отслужены три молебна, впервые за многие годы освящали мёд и плоды.

Воодушевленные прихожане своими силами уложили в низине по дороге к храму две трубы, дорога в этом проблемном месте была укреплена битым кирпичом. В самом храме наконец-то была демонтирована временная стенка, построенная во времена молокозавода и занимавшая место иконостаса. Территория вокруг храма была выровнена с помощью бульдозера. Силами Дружины деревни Шитьково, созданной Даниилом Федуловым была перекрыта кровля над алтарем.

На престольный праздник вновь был молебен, приезжали гости из Москвы и Красногорска, один из гостей, фотограф Рамон Гонсалес из Москвы написал об этом празднике заметку, опубликованную в приходском календаре московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Рамон является прихожанином этого храма).

Престольный праздник вдохновил прихожан храма, вскоре у северного входа появилось крыльцо, возведенное стараниями Александра из Соснино и его помощников. 17 октября в Шитьково приезжали волонтеры из МИРЭА: Даниил Федулов (житель Шитьково и организатор поездки), Денис и Наталия. Ребята приехали на электричке и первым делом посетили мемориал Героев-Панфиловцев в Дубосеково, где сотрудница музея провела краткую экскурсию. В храме с помощью гостей и главного организатора работ Михаила Яковлевича Журавлева удалось вставить временные окна в алтаре и четверике храма, вырубить кустарники и немного убрать территорию вокруг храма.

14 ноября 2015 года Шитьково посетила молодежная организация храма свт.Николая в Толмачах, храма, «родственного» по протоиерею Димитрию Касицыну. Утром гости из Москвы приехали в Дубосеково, возложили цветы к памятнику Героев-Панфиловцев, после чего одна группа пошла в Шитьково пешком, а вторая поехала к храму готовиться к молебну и встрече путешественников. В тот день в храме был отслужен молебен святителю Николаю, потом состоялась трапеза, ели приготовленную на костре в котелке кашу. Прихожане из Шитьково рассказали гостям о истории храма, дети из Москвы в ответ сделали несколько сообщений о Толмачевском приходе. Читали стихи Александра Солодовникова, в ответ на которые местный поэт Владимир Зуев прочел свои стихи.

30 апреля 2016 года, в Великую Субботу, у храма впервые за многие десятилетия прошло освящение куличей, пасок и яиц. А в самый день Светлого Христова Воскресения в нашем храме был молебен и крестный ход!

17 сентября 2016 года наш храм посетили родственники священномученика Александра Покровского, впервые побывавшие на родине своего деда, прадеда и прапрадеда. Был отслужен молебен священномученику Александру. 2 и 16 октября в храме вновь трудились студенты МИРЭА, чьи трудовые выезды стали традиционными.

В 2018г. были возобновлены противоаварийные работы по консервации храма. Наружные стены храма освобождены от растительности и навалов мусора. По завершении 2018 года силами прихожан были завершены работы по укладке полов,  установлена алтарная преграда и покрыта крыша на колокольне.

 

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о красоте храма Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково и его окрестностей, которая привлекает сюда немало паломников, многие размещают фотографии этого удивительного места в интернете. Эта красота привлекла и режиссера Александра Борисовича Стефановича, храм можно увидеть в сериале «Кураж». А у волоколамского поэта Владимира Зуева есть строки, родившиеся в поле у храма:

Посреди ромашек
Полем я иду.
Щебетанье пташек
Слышно за версту.

Ветерок ласкает
Белые цветы.
Нет прекрасней края,
Где родился ты.

Речка вдаль петляет,
Мило всё окрест.
В небесах сияет
Колокольни крест…

Это стихотворение поэта, не раз бывавшего в этом храме, обращено к будущему, пока еще крест установлен лишь над четвериком, а колокольня, да и весь храм еще ждут восстановления былого благолепия. Но мы верим, что с Божией помощью храм будет восстановлен!

История храма Рождества Пресвятой Богородицы в Казаново (Шитьково).: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *